http://prihodchenko.narod.ru
 
 
 

На главную

Об авторе

Учебный материал

Полезные советы

Контакты



Музыкальная психология
 
Учебный материал

Курс «Основы музыкального восприятия» относится к музыкально-теоретическим дисциплинам и предназначен для подготовительных отделений музыкальных школ и школ искусств.

Музыкальная психология

Цель курса – подойти к возможности формирования полноценного музыкального восприятия. Под полноценным музыкальным восприятием понимается состояние, при котором человек получает удовлетворение от занятий музыкой. Вопреки традиционной точке зрения восприятие рассматривается не как отражение, а как состояние приятия внешних воздействий. Важнейшим критерием правильности движения к намеченной цели является процесс слушания музыки, потому, что наблюдение за слушающим музыку ребенком дает необходимую информацию о состоянии его музыкального восприятия. Программа нацелена на формирование положительного внутреннего состояния или установки на предмет занятий. Очень важная задача курса - раскрытие и развитие музыкальных способностей, но она не является его целью – это одно из условий обучения. В процессе занятий создаются условия для развития ассоциативного мышления. Дети приобретают необходимый музыкальный «словарь», элементарные теоретические сведения и минимальные, адаптированные к возрасту, биографические данные композиторов. Но все эти «приобретения» являются побочным продуктом курса; главное – это воспитание музыкальной восприимчивости.

Цели и задачи курса совершенно очевидно указывают на тех, кому он предназначен. Дети с неразвитым или невыявленным музыкальным восприятием являются главным объектом программы. Поэтому все практические и теоретические изыскания автора программы принадлежат тем детям, которых большинство на музыкальных отделениях школ искусств и в музыкальных школах.

Большая часть педагогов занимается именно с такими детьми, но программы, направляющие эту деятельность, предполагают довольно высокую ступень музыкального восприятия. К примеру, уроки сольфеджио во всех классах, в том числе и младших, направлены на формирование аналитических способностей. Вероятно, предполагается, что младшие школьники уже имеют достаточно обширный опыт целостного восприятия музыки и следует только уточнить их слуховые представления посредством аналитических упражнений и теоретических знаний. Эти предположения с большой осторожностью можно отнести к талантливым, но они абсолютно неверны по отношению к обычным детям. Авторы предлагаемой программы постарались изменить направленность музыкального обучения детей и отойти от некоторых традиционных положений и приемов обучения. Прежде всего, это касается отхода от образовательной направленности обучения и сопутствующих ей требований к определенному объему знаний, умений и навыков. Большинство упражнений имеют своей целью сам музыкальный процесс и направлены на то, чтобы слуховое восприятие взяло на себя функции лидера и управляло музыкальной деятельностью.

В шестилетнем и особенно пятилетнем возрасте дети быстро забывают новый материал и не очень умеют «показывать» свои достижения, поэтому необходимы многократные повторения на уроке, а индивидуальный опрос домашнего задания нужно обязательно предварять групповым его повторением.

Изменения в подходе к начальному музыкальному обучению привели к новым формам работы. Для каждого года обучения разработаны пособия с домашними заданиями под названием «Музыкальная книга» и «Нотные прописи». Пособия предназначены для индивидуального, причем, разового пользования, так как являются рабочими тетрадями и отчасти учебниками в одно и то же время.

В основу методики обучения нотному письму положена система «скорописи» разработанная Ростовским пединститутом. Запись нот не является для дошкольников простым заданием, поэтому скрупулезно и последовательно разработана, постепенно вводятся новые элементы. Скрипичный ключ на первом году обучения дети пишут только со вспомогательными элементами и лишь на втором году обучения учатся писать его целиком – единым движением карандаша.

Народные песни являются важнейшей частью программы, и большинство заданий на их основе выполняются по слуху. Существенной корректировке подвергнут раздел слушания музыки, как по содержанию, так и по слушательской установке. Наконец, появляется совершенно новое направление в развитии слуха – тембровый и, основывающийся на нем, внутренний слух. Метроритм – основа всех жизненных процессов – пронизывает каждый урок музыкального восприятия; ему же посвящены и отдельные задания, начиная от обычного выделения доли и ритма из музыкальной ткани и заканчивая упражнениями для пластики рук. Естественно, что каждое задание на уроке имеет свое место и обоснование, что более конкретно и подробно будет изложено в соответствующих разделах.

Большинство заданий целиком или частично преподносятся детям в игровой форме. Благодаря этому, а также особой структуре урока, удалось расширить рамки занятий до 1 часа 10 минут, хотя и этого времени иногда не хватает для решения всех задач.

Отдельное место в курсе основ музыкального восприятия занимает урок звукопластики – выражение звуков посредством пластических движений рук, цвета, линий, штрихов. Этот раздел работы направлен на активное включение слуховых восприятий в мироощущение ребенка, на переориентацию их из разряда фоновых и второстепенных в более значимые и, по возможности, ведущие. Звукопластика преподается пока только на первом году обучения и выделена в отдельный урок продолжительностью 45 минут. Несмотря на это, она является одним из разделов целостного курса основ музыкального восприятия так же, как метроритм или работа над песней. Специфичность раздела и особенности учебных пособий не позволили включить звукопластику в общий урок. Однако, именно этот факт позволил увидеть новую жизнь предмета: при определенной доработке и корректировке конечных целей звукопластика может стать самостоятельным и даже базовым предметом для изучения и расширения поля восприятия за счет ассоциативных связей.

По предлагаемой программе прошли обучение в школах искусств Санкт-Петербурга более пятисот детей. Отдельные ее разделы, так же, как и теоретическая первооснова, частично были освещены в лекциях на курсах повышения квалификации в 1999-2000 годах. Все это дает основания говорить о результатах обучения не в прогностическом будущем, а в настоящей реальности. По окончании первого года 2-х годичного курса большинство детей любят и умеют слушать представленную в программе музыку, не прибегая к дополнительным средствам привлечения внимания в виде зрительных образов, сюжетных зарисовок или решения аналитических задач. Дети слушают музыку ради нее самой, получая радость и удовольствие от процесса слушания. При этом в слушательском «багаже» у них много русской и зарубежной фортепианной музыки для детей. Естественно, что успехи у всех разные, так же, как и вкусы, но важно то, что душевный труд слушания музыки отвергают только единицы детей. Причем, к ним, как правило, относятся либо долго болевшие дети, либо пропустившие первые установочные занятия.

Почти все дети становятся обладателями устойчивого метроритмического чувства, проявляющегося в способности самостоятельно удерживать заданный темп, находить долевую пульсацию и определять сильную долю в музыкальных произведениях, предусмотренных программой. Аналитические задания по метроритму выполняются с привлечением природного моторного компонента чувства ритма; благодаря ему, дети анализируют на слух несложные ритмические построения и записывают ритм.

Играя по слуху программные песни, дети приходят к возможности подбирать простейшие 4-х тактовые построения с одного-двух проигрываний. Певческие способности детей на первом году обучения претерпевают необычные метаморфозы: почти все дети к концу года чисто поют пройденные песни нотами, а вот со словами качество интонации ухудшается. Отмеченное явление объясняется изменением структуры слухового восприятия в пользу слухового компонента, что является обнадеживающим фактом. На втором году обучения этот дисбаланс постепенно уходит.

В результате регулярной и целенаправленной работы в классе и дома уже к концу первого года обучения у некоторых детей включается внутренний тембровый слух на звуки фортепиано. В следующем году это новое качество появляется у всех детей, хотя у каждого в разной степени.

На втором году продолжается обучение детей, по намеченным направлениям – этому посвящается один урок в неделю. Второй урок предназначен для новых форм музицирования и элементарных творческих заданий в метроритме и подборе окраски тембра. Слушая на уроке музыку для различных ударных инструментов, дети используют этот опыт в аккомпанементах для знакомых песен. Знакомство с колокольной музыкой и различными звонами выливается в простейшие переложения с элементами импровизации для классной колокольни и для фортепиано. Все творческие задания дети фиксируют в своих учебных пособиях – «Музыкальных книгах», где для этого отведено место и сделаны специальные заготовки, облегчающие и ускоряющие нотную запись.

Более конкретные и подробные сведения о содержании курса будут представлены в программе. Необходимо отметить общие принципы подачи учебного материала на уроках: все начинается с восприятия музыки, и, где возможно, усвоения ее на слух; затем включается практическое освоение в виде подражания и простейшей импровизации; в самом конце – обращение к записи и элементарному теоретическому осмыслению. Причем, почти все теоретические сведения преподносятся детям в виде занимательных образов или рассказов, которые представлены в тематических планах и частично отражены в музыкальных книгах.

Для выполнения домашних заданий, помимо «Музыкальной книги» и «Нотных прописей», каждый ребенок имеет кассету с записями песен в двух вариантах: для пения и игры по слуху, а также записи по слушанию музыки.

В конце каждого года обучения проводятся переводные экзамены, требования к которым можно найти в конце программы. Важно отметить, что на экзаменах дети чувствуют себя спокойно, уверенно и непринужденно. Их внутренний настрой мало зависит от природных музыкальных данных – в этом заслуга развивающей программы «Основы музыкального восприятия».

Программа не является замкнутой структурой, она открыта для дальнейшего ее усовершенствования и разработки до уровня школьной программы в рамках музыкально-теоретических дисциплин. Кроме того, предложенные принципы могут быть успешно претворены в музыкальном воспитании 4-х летних детей. Естественно, что содержательная часть и структура уроков для школьников и 4-хлетних детей должны существенно отличаться от материалов, представленных в разработках и пособиях для подготовительных отделений. К ним относятся:

  1. Тематические разработки к урокам «Основы музыкального восприятия». 1 год обучения.
  2. Тематические разработки к урокам «Основы музыкального восприятия». 2 год обучения.
  3. Поурочные планы. 1 год обучения.
  4. Поурочные планы. 2 год обучения.
  5. Звукопластика. Тематические разработки.
  6. Хрестоматия песенного репертура.
  7. Хрестоматия по ритмопластике.
  8. Музыкальная книга. Домашние задания. 1 часть.
  9. Музыкальная книга. Домашние задания. 2 часть.
  10. Нотные прописи.
  11. Аудиокассеты или диски CD:
  • Песни для 1 года обучения.
  • Песни для 2 года обучения.
  • Слушание музыки. 1 год обучения.
  • Слушание музыки. 2 год обучения.
  • Звукопластика.
  • Уроки-концерты. 1 год обучения.
  • Музыкальная викторина. 2 год обучения.
Музыкальная психология

Для педагогов имеется огромный по объему методический материал, в котором есть все необходимое, чтобы процесс обучения был интересным и плодотворным для детей.


Для заинтересованных лиц: см. рубрику "Контакты"

 
Hosted by uCoz